О профстандартах простым языком

28.10.2019

О профстандартах простым языком

Во всем мире наблюдается острый дефицит квалифицированной рабочей силы, способной на должном уровне поддерживать технический прогресс.

Россия – не исключение.

Надо отметить, что тема профстандартов в нашей стране впервые возникла в 1996 году. В течение последующих 10 лет все понимали значимость вопроса, но по факту активных/результативных действий не предпринималось. Первый макет профессионального стандарта в России появился только в 2007 году. А 7 мая 2012 года был издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому Правительству Российской Федерации надлежит разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Говоря простым языком, профстандарт — это документ, устанавливающий требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей.

Предназначение стандартов

Во-первых, для обучения. Одна из основных задач профстандарта – связать образование с рынком труда.

Во-вторых, для проведения оценки квалификации и сертификации сотрудников, а также выпускников учреждений профессионального образования.

В-третьих, с помощью профстандартов можно решать целый ряд задач в области управления персоналом, а именно: разработка локальных стандартов компании, разработка системы мотивации персонала, присвоение тарифных разрядов работниками, разработка должностных инструкций, составление профилей позиций с целью подбора персонала, проведение аттестаций и оценочных процедур, обучение/развитие сотрудников и др.

В-четвертых, профстандарты позволяют стандартизировать и унифицировать целые виды экономической деятельности.

Каждый профессиональный стандарт содержит:

1.Что делает специалист? Трудовые функции (обобщенные) и трудовые действия, которые должен выполнять сотрудник, лягут в основу трудовых договоров и должностных инструкций.

2.Что должен знать и уметь специалист? Необходимые умения и необходимые знания могут использоваться для проведения аттестаций.

3.Квалификация. Требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы будут, вероятно, использоваться в целях подбора новых сотрудников, ротации и развития персонала.

Более того, профессиональные стандарты устанавливают уровни квалификации. Всего их определено 9 в соответствии с полномочиями и ответственностью должности, характером умений и знаний, а также определены пути достижения уровня квалификации. Подробнее — Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Закон о профстандартах, вступил в силу 1 июля 2016 года и затрагивает, прежде всего, работников, чья деятельность связана с повышенной ответственностью. К таковым относятся наши уважаемые главные бухгалтеры и кадровые работники в первую очередь.

Сейчас ясно одно: мы постепенно движемся по пути формирования цивилизованного рынка труда. Путь этот будет, судя по всему, небыстрым и непростым. Конечно, есть сопротивление. Ну, а как же без него, когда дело касается изменений? Конечно, систему придется постоянно совершенствовать. Однако связка профессиональное образование – оценка квалификации – бизнес – государство, как мы все надеемся, принесет свои плоды. И наши трудовые взаимоотношения станут более цивилизованными, продуктивными и экономически выгодными.


Возврат к списку